Четверг, 25.04.2024, 03:30
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 21 » Церковь в годы войны
16:37
Церковь в годы войны
Церковь в годы войны
22 июня 1941 г. уже в самые первые часы войны появилось «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», написанное местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (И.Н. Страгородским). Оно читалось во всех православных храмах СССР, хотя официально деятельность священнослужителей была ограничена местом их служения, но власти не чинили препятствий распространению обращения. Послание определяло патриотическую позицию церкви и давало оценку разворачивавшихся событий как народной освободительной войны. В нем было обращено особое внимание на преемственность борьбы против фашизма и против других захватчиков, покушавшихся на Отечество в разные времена. Церковь указала на глубинный духовный источник народного патриотизма: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного подвига и мы православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может... Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она свой народ и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Атеистическая пропаганда в годы войны прекратилась, антирелигиозные организации полностью свернули свою деятельность. Официально церковная благотворительность была запрещена, но фактически такая деятельность развернулась на местах, на уровне приходов и епархий. Силами приходов была организована шефская работа в госпиталях (к концу войны эта деятельность была свернута по распоряжению властей), сбор вещей и продуктов для раненых. В прифронтовой зоне при храмах открывались бомбоубежища и санитарные пункты. В некоторых монастырях на территории Украины были открыты госпитали. Приходы в тылу и на освобожденной территории помогали раненым и инвалидам и их семьям.
Церковь активно занималась сбором средств в фонд обороны. На пожертвования верующих была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», для организации сборов в Государственном банке СССР был открыт специальный счет (что фактически возвращало церкви статус юридического лица). 40 танков Т-34 были переданы Красной Армии 7 марта 1944 г. под Тулой, танковую колонну благословил митрополит Киевский и Галиц-кий Николай (Б.Д. Ярушевич), один из активных организаторов патриотической деятельности духовенства. Были также собраны средства на снаряжение самолетов эскадрильи «Александр Невский». В 1944 г. был начат сбор средств в фонд помощи детям и семьям воевавших на фронте бойцов. Средства собирали даже некоторые приходы на оккупированной территории (так, собранные на Псковщине средства через партизан были переправлены в тыл). В волжских епархиях собирались средства на восстановление Сталинграда, в Новосибирске на строительство эскадрильи «За Родину». К концу войны денежный вклад РПЦ в фонд обороны составил более 300 млн рублей, помимо этого, были собраны драгоценности, большие партии вещей и продуктов.
Находившийся в ссылке архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий),   известный   врач   и   автор   трудов   по   хирургии (в 1944 г. они были отмечены Сталинской премией), стал главным хирургом эвакуационного госпиталя и консультантом всех госпиталей края. Многие священнослужители были призваны в действующую армию.
Страдания и лишения военного времени обратили к Богу множество искавших духовной опоры людей, в том числе и военнослужащих. На Пасху в апреле 1944 г. в храмах на службе молилось немало офицеров и рядовых. Летом 1945 г. в восстановленном в Лейпциге по распоряжению маршала Г.К. Жукова Свято-Алексеевском храме памятнике русской славы, сооруженном в память о «Битве народов» с Наполеоном в 1813 г., вновь была зажжена неугасимая лампада.
К концу войны на всей территории СССР действовало, по официальным данным, более 10 тыс. приходов и 104 монастыря. Они распределялись по территории страны крайне неравномерно: так, в некоторых украинских областях число действовавших храмов доходило до 400--500, а в Сибири, Поволжье и на Дальнем Востоке их были единицы.
Многие церкви были открыты на захваченных оккупантами территориях. К середине 1943 г. здесь действовало более 6500 православных храмов. Открывались также костелы и кирхи, молитвенные дома протестантских церквей различного толка. На территории Крыма и Кавказа появились новые мечети, так как оккупанты старались показать, что они поддерживают и уважают ислам. В то же время повсеместно уничтожались синагоги.
В возрождении религиозной жизни на захваченных территориях фашистское руководство видело оплот антисоветских настроений. На основе религиозных институтов предполагалось создать одну из опор для деятельности немецкой администрации. Этот расчет в целом не оправдался. Религиозное возрождение на оккупированной территории дало импульс к росту национального самосознания, что, однако, не исключало фактов сотрудничества церковнослужителей и мирян с оккупантами в силу антисоветских настроений либо несогласия с церковной политикой Московской патриархии. Многие священники были убиты за содействие партизанам. Так, Полесская епархия в Белоруссии потеряла, по свидетельствам современников, более половины священнослужителей. Украинские националисты при содействии немцев безжалостно расправлялись со священниками за признание Московской патриархии.
В сентябре 1943 г. после беседы митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И.В. Сталиным было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви и решения других вопросов церковной жизни. Собор избрал на патриарший престол митрополита Сергия, а после его кончины в 1944 г. главой церкви 2 февраля 1945 г. был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (С.В. Симанский). Начал периодически выходить «Журнал Московской Патриархии». В рамках урегулирования отношений между государством и РПЦ при Совнаркоме СССР был образован Совет по делам РПЦ.
Руководство других церквей и конфессий также с первых дней войны заняло патриотическую позицию. Был организован сбор денежных средств, одежды и продуктов для нужд фронта, помощь по уходу за ранеными в госпиталях. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало деньги на строительство танков, Армяно-григорианская церковь — на танковую колонну имени святого Давида Сасунского, баптисты снарядили санитарный самолет.
К концу 1945 г. на территории СССР действовало 10,5 тыс. православных приходов и свыше 5 тыс. других религиозных общин, в том числе 1704 католических, 500 мусульманских, 433 протестантских, 415 старообрядческих, 105 иудейских.

Просмотров: 776 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика