Суббота, 20.04.2024, 08:38
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 23 » АЗИЯ, АМЕРИКА И ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЪЮНКТУРА
12:12
АЗИЯ, АМЕРИКА И ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЪЮНКТУРА
АЗИЯ, АМЕРИКА
И ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЪЮНКТУРА
К 1454 г. уже прошел год с тех пор, как пал Константино-
поль; государи Европы были разделены между собой и не в си-
лах были достичь единства для того, чтобы вместе противосто-
ять туркам. Папский легат в Германии, гуманист Эней Сильвий
Пикколомини, в будущем папа Пий II, с грустью писал своему
другу: «Я предпочел бы, чтобы меня считали лгуном, чем сочли
бы пророком... Но я не могу убедить себя в том, что можно уви-
деть хоть что-то хорошее... У христианского мира нет главы,
которому все согласились бы повиноваться. Папа и император
видят, что их правами пренебрегают. Не существует ни уваже-
ния, ни повиновения. Мы смотрим на папу и императора как
на декоративные фигуры, наделенные ничего не значащими ти-
тулами».
Эти рассуждения были всего лишь бесполезными сожале-
ниями ученого, обратившегося к новой культуре, к тому же он
еще оглядывался на прошлое. Европа оказалась разрозненной,
несмотря на внутреннее соперничество или, скорее, в результате
этого соперничества, но она уже находилась на пути к тому, что-
бы выковать себе исключительную судьбу, открыв широко две-
ри. Правда, жители Западной Европы на протяжении длительно-
го времени стремились выйти за эти двери. Разве венецианец
Марко Поло не жил в Китае с 1275 по 1291 г.? В начале следую-
щего столетия папа назначит миссионера-францисканца пекин-
ским архиепископом. Уже в течение более чем пятидесяти лет
существовал удивительно надежный торговый путь, который
пересекал всю Азию и приводил к генуэзским опорным пунктам
на Черном море — Тане и Каффе, благодаря ему в Европу про-
никали китайские изделия. К несчастью, продвижение турок на
Запад, которое началось с 1350 г., повсеместно ставило барьер
между Европой и монгольским Китаем. У португальцев, сопри-
коснувшихся в начале XVI столетия с побережьем Поднебесной
империи, сложилось впечатление, что они открыли столь же но-
вый мир, как Кортес, когда он проник в Мексику.
Любопытство европейцев уже было разбужено. Доказа-
тельством этого служат сто тридцать восемь рукописей «Книги
о чудесах» Марко Поло', которые сохранились до наших дней.
Генрих Мореплаватель владел одной из них, и Христофор Ко-
лумб хранил в своей библиотеке один из первых печатных эк-
земпляров знаменитого сочинения. Закрытие пути в Китай не
обескуражило наиболее отважных обитателей Западной Евро-
пы и не отвратило их от путешествий на Восток и на Дальний
Восток. В 1419 г. венецианец Никколо Конти отправился в дол-
гий путь, который привел его через Дамаск, Басру, Ормуз и Де-
кан на Суматру. Португалец Перо да Ковильан покинул Лисса-
бон в 1487 г., отправившись в Александрию, оттуда он успешно
достиг Каира, Красного моря, а затем Каликута. Возвращаясь,
он прибыл в Ормуз, а затем в Абиссинию, где и обосновался.
В 1493 (или 1494) г. генуэзец Джеронимо ди Санто Стефано,
посетив по пути Каир, Аден и Каликут, добрался до Цейлона,
Бирмы и Суматры. Дневник путешествия жителя Болоньи Ло-
довико Вартемы (опубликованный в 1510 г.) имел в свое время
успех, который можно сравнить с успехом «Книги чудес». По-
кинув Венецию в 1502 г., Вартема достиг Каира и Дамаска; за-
тем ему удалось выдать себя за мусульманского паломника,
и он дошел до Мекки. Затем он отправился в Гоа, Бенгалию, Ма-
лакку, которых еще не достигли португальцы, Неизвестно точ-
но, добрался ли он до островов пряностей. На обратном пути
он некоторое время провел в Каликуте, в который Васко да Гама
приплыл в 1498 г., став первым европейцем, который достиг
1 На русском языке сочинение известно как «Книга Марко Поло», в перво-
начальной версии (созданной автором в генуэзской тюрьме) она называлась
«Книга, именуемая о разнообразии мира», название «Чудеса мира» употребля-
лось в итальянском издании Л, Бенедетто (Милан, 1932).
Индии, двигаясь через Красное море, а позже прибыв через мыс
Доброй Надежды.
В конце XV столетия накануне великих морских экспеди-
ций другие путешествия возбуждали у европейцев жажду при-
ключений. Житель Тулузы Ансельм д'Исальгье пересек Сахару
в 1402 г. и прожил десять лет в Гао, прежде чем возвратиться во
Францию. В 1291 г. генуэзцы братья Вивальди попытались от-
правиться в Индию через Атлантику. Они никогда не вернулись.
Их соотечественник Ландзаротто Малочелло достиг Канарских
островов в начале XIV в. К середине этого столетия генуэзцы, ве-
роятно, открыли Азорские острова и Мадейру, колонизация ко-
торых была предпринята тем не менее только начиная с 1420 г.
по приказу Генриха Мореплавателя. Именно этот принц начал
систематическое обследование побережья Африки. В 1445 г. пор-
тугальские каравеллы обошли острова Зеленого Мыса. Им уда-
лось пересечь экватор в 1471 г. и в 1488 г. под командованием
Бартоломеу Диаша обогнуть мыс Доброй Надежды.
Страсть к неизведанному и таинственному не могла не
привлекать людей, наделенных отвагой и темпераментом, к пу-
тешествиям за пределы Европы. Мифы и легенды убеждали са-
мых смелых жителей Западной Европы в возможности обога-
титься и расширить владения Христовой церкви и усиливали
эти желания. Фантастические истории, которые относились
главным образом к Востоку, питали воображение европейцев
на всем протяжении Средних веков. Некоторые из этих исто-
рий несомненно дошли из Античности — собрания легенд
с описанием странных, поразительных животных и людей чу-
довищного вида широко использовались энциклопедистами и
очевидцами в эпоху Средних веков. Для западных стран наибо-
лее привлекательной своими необычайными, чудесными явле-
ниями была Индия. Там пигмеи боролись с журавлями, велика-
ны сражались против грифонов. Там обитали люди с собачьи-
ми головами, которые ворчали и лаяли; жили там и люди вообще
без головы, с глазами на животе; описывались люди, которые
укрывались от солнца, ложась на спину и поднимая над собой
единственную, очень широкую ногу, — целый мир, который
представал перед евпропейцами в XV и в начале XVI столетия
в универсуме Иеронима Босха. Христианство, в свою очередь,
становилось творцом мифов о Востоке. Считалось, что Иеруса-
лим стоит в центре мира — это убеждение и разделял Христо-
фор Колумб, — что Александр — некое подобие христианского
рыцаря (ведь известна популярность в Средние века различных
романов об Александре), что земной рай находится в Азии и
оттуда берут свои истоки четыре самые великие реки мира. Не
рассказывалось ли о том, что Александр во время своих воен-
ных кампаний в Индии посетил сад Эдема? Предполагалось так-
же, что в глубинах Азии обитают и великаны Гог и Магог, пред-
водители ужасного народа, чье вторжение повлекло бы за со-
бой последний день и гибель грешного человечества. Более
успокоительное поверье было связано с тем, что в Индии обре-
ли упокоение бренные останки апостола Фомы, которому при-
писывалось основание в Декане многочисленной процветающей
христианской общины. Именно в Азии вначале помещалась
страна Офир, откуда происходили золото и драгоценные кам-
ни царя Соломона, — чудесная страна, которую затем с таким
упорством разыскивали Колумб в Вест-Индии, Себастьян Ка-
бот в Южной Америке и португальцы в Восточной Африке.
В Азии, наконец, родился самый знаменитый из всех экзоти-
ческих мифов Средневековья — легенда о пресвитере Иоанне.
Этот легендарный правитель, соединяющий благочестие апос-
тола с богатством Крёза, впервые был упомянут в 1145 г. Коро-
левство это — подлинная утопия Средних веков; там можно
найти одновременно амазонок, реликвии святого Фомы, источ-
ник вечной молодости и реки, воды которых несут золото, се-
ребро и драгоценные камни; тогда считалось, что оно находит-
ся в Индии. Одорико ди Порденоне, который отправился в Ки-
тай в начале XIV в., помещал царство пресвитера Иоанна также
к западу от Катая, на расстоянии в 50 дней пути. Но с 1340 г.
стали считать, что оно находится в Африке: отсюда и продол-
жительный интерес португальцев к Африке, который они со-
храняли и в XVI в. Была надежда, что правитель Эфиопии в со-
юзе с христианами Запада мог бы напасть на мусульман с тыла.
Не следует удивляться тому, что королевство пресвитера Иоан-
на внезапно изменило свое географическое местонахождение
и переместилось из Азии в Африку. Длительное время Египет и
Абиссиния считались частью Азии; столь же долго Индийский
океан рассматривался как замкнутое море, как «река Океан».
Только в 1415 г. впервые этот океан был изображен на карте
как внешнее море.
Индийский океан и его берега были, следовательно, в ум-
ственных представлениях западного Средневековья «необычай-
ным и экзотическим миром, где они вперемешку соединяли свои
религиозные мифы, свои мечты о богатстве, свою любовь к фан-
тастическому началу, а заодно и свои желания более свободной
сексуальной жизни, более или менее изгнанные из христианской
Европы» (Ж. Ле Гофф). На восточной границе этого континента
находились пять тысяч «счастливых островов» {цифра, приведен-
ная Жаном де Мандевилем в начале XIV столетия), которые окай-
мляли Азию, подобно жемчужному ожерелью. Когда Колумб
плыл от одного из Малых Антильских островов к другому,
он верил, что нашел острова, о которых рассказывал Мандевиль.
Но не все чудесные страны располагались на Востоке. Эль-
дорадо — или, точнее, Рио д'Оро {т. е. «золотая река») — перво-
начально размещалась в Африке, так как именно золото Судана
породило эту легенду, которой была суждена долгая жизнь: кон-
кистадоры XVI в. искали эту страну изобилия в современной Ве-
несуэле. Что касается представления об Атлантиде, исчезнувшем
атлантическом континенте, от которого сохранились фрагменты,
то известно, что оно восходит к Платону. Легенда об Атлантиде
еще была жива в эпоху Возрождения и была реанимирована в
легендах христианских. Рассказывалось, что в начале Средних
веков святой Брандан посетил фантастические моря и заколдо-
ванные острова к северо-западу от Ирландии. Существовала вера
в поездку семи епископов, которые покинули мусульманскую
Испанию и в Атлантическом океане открыли счастливый остров,
где основали семь городов. Эта уверенность сохранялась еще во
времена Генриха Мореплавателя: какой-то капитан сообщил прин-
цу, что он открыл остров семи святых. Еще в середине XVI сто-
летия испанские искатели приключений в районе Миссисипи
занимались поисками отсутствующего крещеного рая «семи го-
родов Сибола». Что касается острова св. Брандана, то его можно
найти: он расположен в 5° к западу от Канарских островов на
карте... 1755 г.! Все эти миражи уравновешивали страхи, которые
передавались в леденящих душу историях, распространенных
среди моряков. Рассказывалось, что суда тонули, когда они про-
ходили неподалеку от некоторых «магнитных железняков», так
как гвозди притягивал магнит, корпус корабля распадался, и все
судно разваливалось. Кроме того, по мере продвижения на юг
моря становятся все более и более теплыми, так что на экваторе
вода закипает.
Изучение работ греческих географов и теорий, изложенных
ими, благоприятствовало великим морским путешествиям эпо-
хи Ренессанса. Интеллектуальное развитие было характерно для
всего периода: во многих областях возвращение к прошлому спо-
собствовало грандиозному скачку вперед. Древние греки со вре-
мен пифагорейской школы и Аристотеля доказывали, что земля
шарообразна. Напротив, на протяжении почти всего периода
Средневековья считалось, что земля представляет собой плоский
диск. Эта концепция в большой степени утрачивает свое значе-
ние во времена Альберта Великого (1200—1280) и Роджера Бэ-
кона (1214—1294).Эратосфен (276—194 гг. до н.э.) вычислил уди-
вительно точно окружность земной поверхности по экватору —
39 690 км. Но Птолемей (127—160 гг. н. э.) считал длину этой
окружности гораздо меньшей (28 350 км) — ошибка имела зна-
чительные последствия: не подозревая о ней, Колумб мужествен-
но предпринял свое великое путешествие на Запад. Б Средние
века на какое-то время Птолемей был полностью забыт. В XIII в.
его «Космография» (Альмагест) была переведена с арабского
и стала доступной в Западной Европе. Наконец, в начале XV в.
благодаря поискам гуманистов была найдена его «География»
и переведена на латинский язык, это значительное событие от-
носится к 1406—1410 гг. Епископ Камбре Пьер д'Айи (1350—
1420), который уже составил «Imago mundi»1 еще до нового по-
явления «Географии» Птолемея, учел это открытие в своем сочи-
нении «Tractatus cosmographie duo»2. Пьер д'Айи еще больше, чем
Птолемей, увеличил протяженность Азии на Восток и сократил
протяженность океана, отделяющего Испанию от Дальнего Вос-
тока. Христофор Колумб, у которого в библиотеке имелся экзем-
пляр «Imago mundi», покрыл его многочисленными пометками
Азия, Америка и европейская конъюнктура
и не сомневался, что расстояние между Канарскими островами
и Китаем составляло всего 5600 км, хотя оно было значительно
применьшено.
Греки расходились между собой относительно количества
и протяженности обитаемых территорий. Для Аристотеля суще-
ствовала только одна-единственная ойкумена, простиравшаяся
далеко на восток и к югу от Средиземноморья. Однако Кратес
Маллосский, а впоследствии и наследники эллинистической на-
уки Помпоний Мела и Макробий заверяли, что существуют ан-
типоды. Альберт Великий разделял это мнение и, кроме того,
утверждал (что португальцы впоследствии и подтвердили), что
даже экваториальная зона хотя и считалась в общем-то непере-
носимой для человека, потому что в ней слишком жарко, могла
быть населена человеческими существами. Роджер Бэкон, поло-
жения которого часто повторял слово в слово Пьер д'Айи, часто
высказывался в том же смысле и, кроме того, выдвинул идею
о существовании заселенной земли (что-то вроде продолжения
Китая), которая находится на довольно близком расстоянии от
Испании. Таким образом, существует достаточно тесная связь
между наукой, которая следовала за идеями Птолемея, схоласти-
ческими рассуждениями и открытием Америки.
Однако великие морские путешествия могли бы и не со-
стояться, если бы не существовало опосредованное сочетание
многих причин и обстоятельств, которые подкрепляли состоя-
ние духа, созданное влечением к далекому миру, легендарными
миражами и возрождением интереса к древнегреческой геогра-
фии. В дальнейшем мы обратимся к некоторым изобретениям,
говорящим о техническом прогрессе, но о них необходимо упо-
мянуть сейчас: это магнитные иглы компаса; умение точно опре-
делять широту; создание к 1420 г. каравеллы, которая могла ис-
пользовать встречные ветры; открытие, главным образом пор-
тугальцами, пассатов и других ветров, которые позволяют обогнуть
Африку, — столько всего предваряло экспедиции Колумба и Вас-
ко да Гамы. Итак, все эти достижения были использованы именно
тогда, когда Европа испытывала возрастающую потребность в зо-
лоте, серебре, пряностях, ароматах и наркотиках. Войны обходи-
лись все дороже, поскольку все чаще использовались наемники
и артиллерия. К тому же западная цивилизация становилась все
великолепнее, однако ей хронически не хватало драгоценных
металлов. Отсюда и желание добраться до этих стран с басно-
словными богатствами, которые назывались Офир, Эльдорадо и
Катай. Потребность в пряностях объясняется просто. Пища в эту
эпоху оставалась слишком однообразной. Чтобы ее изменять,
повара имели только одну возможность — использовать искус-
ство соусов. Наконец, в религиозных церемониях, в фармакопее,
в ежедневной борьбе против зловония и эпидемий в изобилии
использовались наркотики и духи. Европа нуждалась в перце,
гвоздике, корице, мускатном орехе, камфаре, ладане, которые
можно было найти в Индии, на Цейлоне, Зондских и Молукк-
ских островах. Уже давно пряности прибывали на Запад через
Красное море и Египет (или Сирию). Венецианские корабли,
а также суда из Франции, Каталонии, Рагузы и Анконы приходи-
ли принимать драгоценный груз в Александрию или в Триполи.
Португальцы в конце XV столетия предположили, что было бы
выгоднее отказаться от посредников и самим стать посредником
прямо на месте производства. Они полагали, что на обратном
пути лучше обогнуть Африку, избегая тем самым турецкой угро-
зы, поджидающей на торговых путях Ближнего Востока.
У европейской экспансии имелись не только материальные
причины. Португальцы, опираясь на Эфиопию (отныне она
отождествлялась с царством пресвитера Иоанна), стремились
нанести мусульманскому миру удар с тыла, по образу действий
Святого Людовика и Иннокентия IV, когда те искали союза с Ве-
ликим Ханом и стремились к его обращению в христианство.
И не случайно Изабелла пожаловала Колумбу звание адмирала и
назначила его вице-королем земель, которые он откроет менее
чем через четыре месяца (17 апреля 1492 г.) после взятия Грана-
ды (2 января того же года). У испанцев действительно возникло
стремление продолжать за морями Реконкисту, завершившуюся
в Европе. Рим, со своей стороны, пристально следил за крупны-
ми предприятиями европейцев за морем. В 1493 г. появились
выдержки из дневника первого путешествия Колумба. В тот же
год папа был призван в качестве арбитра для обозначения гра-
ниц между новыми испанскими и португальскими колони-
альными империями. Папе Льву X итальянец Пьетро Мартире
(именно ему принадлежит выражение «Новый свет») посвятил
«Decades orbe novo»1 '1511), произведение, которое ЯЕЖлется основ-
ным источником знаний о начале европейской экспнасии в Аме-
рике. Имя святого Франциска Ксавье символизир)Т'е весь инте-
рес, который католическая церковь в XVI столетник итала к да-
леким странам, которые недавно стали принадлежать вропеицам.
Просмотров: 594 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика