АЗИЯ, АМЕРИКА И ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНЪЮНКТУРА К 1454 г. уже прошел год с тех пор, как пал Константино- поль; государи Европы были разделены между собой и не в си- лах были достичь единства для того, чтобы вместе противосто- ять туркам. Папский легат в Германии, гуманист Эней Сильвий Пикколомини, в будущем папа Пий II, с грустью писал своему другу: «Я предпочел бы, чтобы меня считали лгуном, чем сочли бы пророком... Но я не могу убедить себя в том, что можно уви- деть хоть что-то хорошее... У христианского мира нет главы, которому все согласились бы повиноваться. Папа и император видят, что их правами пренебрегают. Не существует ни уваже- ния, ни повиновения. Мы смотрим на папу и императора как на декоративные фигуры, наделенные ничего не значащими ти- тулами». Эти рассуждения были всего лишь бесполезными сожале- ниями ученого, обратившегося к новой культуре, к тому же он еще оглядывался на прошлое. Европа оказалась разрозненной, несмотря на внутреннее соперничество или, скорее, в результате этого соперничества, но она уже находилась на пути к тому, что- бы выковать себе исключительную судьбу, открыв широко две- ри. Правда, жители Западной Европы на протяжении длительно- го времени стремились выйти за эти двери. Разве венецианец Марко Поло не жил в Китае с 1275 по 1291 г.? В начале следую- щего столетия папа назначит миссионера-францисканца пекин- ским архиепископом. Уже в течение более чем пятидесяти лет существовал удивительно надежный торговый путь, который пересекал всю Азию и приводил к генуэзским опорным пунктам на Черном море — Тане и Каффе, благодаря ему в Европу про- никали китайские изделия. К несчастью, продвижение турок на Запад, которое началось с 1350 г., повсеместно ставило барьер между Европой и монгольским Китаем. У португальцев, сопри- коснувшихся в начале XVI столетия с побережьем Поднебесной империи, сложилось впечатление, что они открыли столь же но- вый мир, как Кортес, когда он проник в Мексику. Любопытство европейцев уже было разбужено. Доказа- тельством этого служат сто тридцать восемь рукописей «Книги о чудесах» Марко Поло', которые сохранились до наших дней. Генрих Мореплаватель владел одной из них, и Христофор Ко- лумб хранил в своей библиотеке один из первых печатных эк- земпляров знаменитого сочинения. Закрытие пути в Китай не обескуражило наиболее отважных обитателей Западной Евро- пы и не отвратило их от путешествий на Восток и на Дальний Восток. В 1419 г. венецианец Никколо Конти отправился в дол- гий путь, который привел его через Дамаск, Басру, Ормуз и Де- кан на Суматру. Португалец Перо да Ковильан покинул Лисса- бон в 1487 г., отправившись в Александрию, оттуда он успешно достиг Каира, Красного моря, а затем Каликута. Возвращаясь, он прибыл в Ормуз, а затем в Абиссинию, где и обосновался. В 1493 (или 1494) г. генуэзец Джеронимо ди Санто Стефано, посетив по пути Каир, Аден и Каликут, добрался до Цейлона, Бирмы и Суматры. Дневник путешествия жителя Болоньи Ло- довико Вартемы (опубликованный в 1510 г.) имел в свое время успех, который можно сравнить с успехом «Книги чудес». По- кинув Венецию в 1502 г., Вартема достиг Каира и Дамаска; за- тем ему удалось выдать себя за мусульманского паломника, и он дошел до Мекки. Затем он отправился в Гоа, Бенгалию, Ма- лакку, которых еще не достигли португальцы, Неизвестно точ- но, добрался ли он до островов пряностей. На обратном пути он некоторое время провел в Каликуте, в который Васко да Гама приплыл в 1498 г., став первым европейцем, который достиг 1 На русском языке сочинение известно как «Книга Марко Поло», в перво- начальной версии (созданной автором в генуэзской тюрьме) она называлась «Книга, именуемая о разнообразии мира», название «Чудеса мира» употребля- лось в итальянском издании Л, Бенедетто (Милан, 1932). Индии, двигаясь через Красное море, а позже прибыв через мыс Доброй Надежды. В конце XV столетия накануне великих морских экспеди- ций другие путешествия возбуждали у европейцев жажду при- ключений. Житель Тулузы Ансельм д'Исальгье пересек Сахару в 1402 г. и прожил десять лет в Гао, прежде чем возвратиться во Францию. В 1291 г. генуэзцы братья Вивальди попытались от- правиться в Индию через Атлантику. Они никогда не вернулись. Их соотечественник Ландзаротто Малочелло достиг Канарских островов в начале XIV в. К середине этого столетия генуэзцы, ве- роятно, открыли Азорские острова и Мадейру, колонизация ко- торых была предпринята тем не менее только начиная с 1420 г. по приказу Генриха Мореплавателя. Именно этот принц начал систематическое обследование побережья Африки. В 1445 г. пор- тугальские каравеллы обошли острова Зеленого Мыса. Им уда- лось пересечь экватор в 1471 г. и в 1488 г. под командованием Бартоломеу Диаша обогнуть мыс Доброй Надежды. Страсть к неизведанному и таинственному не могла не привлекать людей, наделенных отвагой и темпераментом, к пу- тешествиям за пределы Европы. Мифы и легенды убеждали са- мых смелых жителей Западной Европы в возможности обога- титься и расширить владения Христовой церкви и усиливали эти желания. Фантастические истории, которые относились главным образом к Востоку, питали воображение европейцев на всем протяжении Средних веков. Некоторые из этих исто- рий несомненно дошли из Античности — собрания легенд с описанием странных, поразительных животных и людей чу- довищного вида широко использовались энциклопедистами и очевидцами в эпоху Средних веков. Для западных стран наибо- лее привлекательной своими необычайными, чудесными явле- ниями была Индия. Там пигмеи боролись с журавлями, велика- ны сражались против грифонов. Там обитали люди с собачьи- ми головами, которые ворчали и лаяли; жили там и люди вообще без головы, с глазами на животе; описывались люди, которые укрывались от солнца, ложась на спину и поднимая над собой единственную, очень широкую ногу, — целый мир, который представал перед евпропейцами в XV и в начале XVI столетия в универсуме Иеронима Босха. Христианство, в свою очередь, становилось творцом мифов о Востоке. Считалось, что Иеруса- лим стоит в центре мира — это убеждение и разделял Христо- фор Колумб, — что Александр — некое подобие христианского рыцаря (ведь известна популярность в Средние века различных романов об Александре), что земной рай находится в Азии и оттуда берут свои истоки четыре самые великие реки мира. Не рассказывалось ли о том, что Александр во время своих воен- ных кампаний в Индии посетил сад Эдема? Предполагалось так- же, что в глубинах Азии обитают и великаны Гог и Магог, пред- водители ужасного народа, чье вторжение повлекло бы за со- бой последний день и гибель грешного человечества. Более успокоительное поверье было связано с тем, что в Индии обре- ли упокоение бренные останки апостола Фомы, которому при- писывалось основание в Декане многочисленной процветающей христианской общины. Именно в Азии вначале помещалась страна Офир, откуда происходили золото и драгоценные кам- ни царя Соломона, — чудесная страна, которую затем с таким упорством разыскивали Колумб в Вест-Индии, Себастьян Ка- бот в Южной Америке и португальцы в Восточной Африке. В Азии, наконец, родился самый знаменитый из всех экзоти- ческих мифов Средневековья — легенда о пресвитере Иоанне. Этот легендарный правитель, соединяющий благочестие апос- тола с богатством Крёза, впервые был упомянут в 1145 г. Коро- левство это — подлинная утопия Средних веков; там можно найти одновременно амазонок, реликвии святого Фомы, источ- ник вечной молодости и реки, воды которых несут золото, се- ребро и драгоценные камни; тогда считалось, что оно находит- ся в Индии. Одорико ди Порденоне, который отправился в Ки- тай в начале XIV в., помещал царство пресвитера Иоанна также к западу от Катая, на расстоянии в 50 дней пути. Но с 1340 г. стали считать, что оно находится в Африке: отсюда и продол- жительный интерес португальцев к Африке, который они со- храняли и в XVI в. Была надежда, что правитель Эфиопии в со- юзе с христианами Запада мог бы напасть на мусульман с тыла. Не следует удивляться тому, что королевство пресвитера Иоан- на внезапно изменило свое географическое местонахождение и переместилось из Азии в Африку. Длительное время Египет и Абиссиния считались частью Азии; столь же долго Индийский океан рассматривался как замкнутое море, как «река Океан». Только в 1415 г. впервые этот океан был изображен на карте как внешнее море. Индийский океан и его берега были, следовательно, в ум- ственных представлениях западного Средневековья «необычай- ным и экзотическим миром, где они вперемешку соединяли свои религиозные мифы, свои мечты о богатстве, свою любовь к фан- тастическому началу, а заодно и свои желания более свободной сексуальной жизни, более или менее изгнанные из христианской Европы» (Ж. Ле Гофф). На восточной границе этого континента находились пять тысяч «счастливых островов» {цифра, приведен- ная Жаном де Мандевилем в начале XIV столетия), которые окай- мляли Азию, подобно жемчужному ожерелью. Когда Колумб плыл от одного из Малых Антильских островов к другому, он верил, что нашел острова, о которых рассказывал Мандевиль. Но не все чудесные страны располагались на Востоке. Эль- дорадо — или, точнее, Рио д'Оро {т. е. «золотая река») — перво- начально размещалась в Африке, так как именно золото Судана породило эту легенду, которой была суждена долгая жизнь: кон- кистадоры XVI в. искали эту страну изобилия в современной Ве- несуэле. Что касается представления об Атлантиде, исчезнувшем атлантическом континенте, от которого сохранились фрагменты, то известно, что оно восходит к Платону. Легенда об Атлантиде еще была жива в эпоху Возрождения и была реанимирована в легендах христианских. Рассказывалось, что в начале Средних веков святой Брандан посетил фантастические моря и заколдо- ванные острова к северо-западу от Ирландии. Существовала вера в поездку семи епископов, которые покинули мусульманскую Испанию и в Атлантическом океане открыли счастливый остров, где основали семь городов. Эта уверенность сохранялась еще во времена Генриха Мореплавателя: какой-то капитан сообщил прин- цу, что он открыл остров семи святых. Еще в середине XVI сто- летия испанские искатели приключений в районе Миссисипи занимались поисками отсутствующего крещеного рая «семи го- родов Сибола». Что касается острова св. Брандана, то его можно найти: он расположен в 5° к западу от Канарских островов на карте... 1755 г.! Все эти миражи уравновешивали страхи, которые передавались в леденящих душу историях, распространенных среди моряков. Рассказывалось, что суда тонули, когда они про- ходили неподалеку от некоторых «магнитных железняков», так как гвозди притягивал магнит, корпус корабля распадался, и все судно разваливалось. Кроме того, по мере продвижения на юг моря становятся все более и более теплыми, так что на экваторе вода закипает. Изучение работ греческих географов и теорий, изложенных ими, благоприятствовало великим морским путешествиям эпо- хи Ренессанса. Интеллектуальное развитие было характерно для всего периода: во многих областях возвращение к прошлому спо- собствовало грандиозному скачку вперед. Древние греки со вре- мен пифагорейской школы и Аристотеля доказывали, что земля шарообразна. Напротив, на протяжении почти всего периода Средневековья считалось, что земля представляет собой плоский диск. Эта концепция в большой степени утрачивает свое значе- ние во времена Альберта Великого (1200—1280) и Роджера Бэ- кона (1214—1294).Эратосфен (276—194 гг. до н.э.) вычислил уди- вительно точно окружность земной поверхности по экватору — 39 690 км. Но Птолемей (127—160 гг. н. э.) считал длину этой окружности гораздо меньшей (28 350 км) — ошибка имела зна- чительные последствия: не подозревая о ней, Колумб мужествен- но предпринял свое великое путешествие на Запад. Б Средние века на какое-то время Птолемей был полностью забыт. В XIII в. его «Космография» (Альмагест) была переведена с арабского и стала доступной в Западной Европе. Наконец, в начале XV в. благодаря поискам гуманистов была найдена его «География» и переведена на латинский язык, это значительное событие от- носится к 1406—1410 гг. Епископ Камбре Пьер д'Айи (1350— 1420), который уже составил «Imago mundi»1 еще до нового по- явления «Географии» Птолемея, учел это открытие в своем сочи- нении «Tractatus cosmographie duo»2. Пьер д'Айи еще больше, чем Птолемей, увеличил протяженность Азии на Восток и сократил протяженность океана, отделяющего Испанию от Дальнего Вос- тока. Христофор Колумб, у которого в библиотеке имелся экзем- пляр «Imago mundi», покрыл его многочисленными пометками Азия, Америка и европейская конъюнктура и не сомневался, что расстояние между Канарскими островами и Китаем составляло всего 5600 км, хотя оно было значительно применьшено. Греки расходились между собой относительно количества и протяженности обитаемых территорий. Для Аристотеля суще- ствовала только одна-единственная ойкумена, простиравшаяся далеко на восток и к югу от Средиземноморья. Однако Кратес Маллосский, а впоследствии и наследники эллинистической на- уки Помпоний Мела и Макробий заверяли, что существуют ан- типоды. Альберт Великий разделял это мнение и, кроме того, утверждал (что португальцы впоследствии и подтвердили), что даже экваториальная зона хотя и считалась в общем-то непере- носимой для человека, потому что в ней слишком жарко, могла быть населена человеческими существами. Роджер Бэкон, поло- жения которого часто повторял слово в слово Пьер д'Айи, часто высказывался в том же смысле и, кроме того, выдвинул идею о существовании заселенной земли (что-то вроде продолжения Китая), которая находится на довольно близком расстоянии от Испании. Таким образом, существует достаточно тесная связь между наукой, которая следовала за идеями Птолемея, схоласти- ческими рассуждениями и открытием Америки. Однако великие морские путешествия могли бы и не со- стояться, если бы не существовало опосредованное сочетание многих причин и обстоятельств, которые подкрепляли состоя- ние духа, созданное влечением к далекому миру, легендарными миражами и возрождением интереса к древнегреческой геогра- фии. В дальнейшем мы обратимся к некоторым изобретениям, говорящим о техническом прогрессе, но о них необходимо упо- мянуть сейчас: это магнитные иглы компаса; умение точно опре- делять широту; создание к 1420 г. каравеллы, которая могла ис- пользовать встречные ветры; открытие, главным образом пор- тугальцами, пассатов и других ветров, которые позволяют обогнуть Африку, — столько всего предваряло экспедиции Колумба и Вас- ко да Гамы. Итак, все эти достижения были использованы именно тогда, когда Европа испытывала возрастающую потребность в зо- лоте, серебре, пряностях, ароматах и наркотиках. Войны обходи- лись все дороже, поскольку все чаще использовались наемники и артиллерия. К тому же западная цивилизация становилась все великолепнее, однако ей хронически не хватало драгоценных металлов. Отсюда и желание добраться до этих стран с басно- словными богатствами, которые назывались Офир, Эльдорадо и Катай. Потребность в пряностях объясняется просто. Пища в эту эпоху оставалась слишком однообразной. Чтобы ее изменять, повара имели только одну возможность — использовать искус- ство соусов. Наконец, в религиозных церемониях, в фармакопее, в ежедневной борьбе против зловония и эпидемий в изобилии использовались наркотики и духи. Европа нуждалась в перце, гвоздике, корице, мускатном орехе, камфаре, ладане, которые можно было найти в Индии, на Цейлоне, Зондских и Молукк- ских островах. Уже давно пряности прибывали на Запад через Красное море и Египет (или Сирию). Венецианские корабли, а также суда из Франции, Каталонии, Рагузы и Анконы приходи- ли принимать драгоценный груз в Александрию или в Триполи. Португальцы в конце XV столетия предположили, что было бы выгоднее отказаться от посредников и самим стать посредником прямо на месте производства. Они полагали, что на обратном пути лучше обогнуть Африку, избегая тем самым турецкой угро- зы, поджидающей на торговых путях Ближнего Востока. У европейской экспансии имелись не только материальные причины. Португальцы, опираясь на Эфиопию (отныне она отождествлялась с царством пресвитера Иоанна), стремились нанести мусульманскому миру удар с тыла, по образу действий Святого Людовика и Иннокентия IV, когда те искали союза с Ве- ликим Ханом и стремились к его обращению в христианство. И не случайно Изабелла пожаловала Колумбу звание адмирала и назначила его вице-королем земель, которые он откроет менее чем через четыре месяца (17 апреля 1492 г.) после взятия Грана- ды (2 января того же года). У испанцев действительно возникло стремление продолжать за морями Реконкисту, завершившуюся в Европе. Рим, со своей стороны, пристально следил за крупны- ми предприятиями европейцев за морем. В 1493 г. появились выдержки из дневника первого путешествия Колумба. В тот же год папа был призван в качестве арбитра для обозначения гра- ниц между новыми испанскими и португальскими колони- альными империями. Папе Льву X итальянец Пьетро Мартире (именно ему принадлежит выражение «Новый свет») посвятил «Decades orbe novo»1 '1511), произведение, которое ЯЕЖлется основ- ным источником знаний о начале европейской экспнасии в Аме- рике. Имя святого Франциска Ксавье символизир)Т'е весь инте- рес, который католическая церковь в XVI столетник итала к да- леким странам, которые недавно стали принадлежать вропеицам.
|