Арабский мир в VI-ХI веках. Крестовые походы
В VII веке появилась новая
мировая религия — ислам. Она объединила арабов, издавна населявших огромный
Аравийский полуостров. С проповедями нового учения выступил Мухаммед (другой вариант перевода — Мухаммад),
купец, вынужденный покинуть в 622 году родной город Мекку и переселиться в Медину,
где он добился больших успехов. Постепенно его учение стало восприниматься многими арабами, и Мухаммед во главе многотысячного войска возвратился в Мекку, в
которой Кааба — древнее языческое святилище арабов — стало
святыней ислама. Священной книгой мусульман является Коран —
запись откровений, посланных
Мухаммедом. Кроме нее многие почитают Сунну — сборник изречений пророка
и рассказов о его жизни. На
основании Корана разработаны правила поведения
мусульман — шариат. В
исламе нет ни церкви, служащей
посредником между человеком и богом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью. Мечеть выполняет
функцию дома для молитв. Духовная и светская власть неразделимы, глава государства одновременно является духовным лидером.
После смерти Мухаммеда
продолжалось распространение ислама, преемниками его стали ближайшие
сподвижники — халифы, поэтому государство называли Халифат. К этому
времени оформилась и общая цель: активная деятельность ради торжества ислама —
джихад (газават), воспринятая многими как необходимость распространить свою веру среди немусульман единственно возможным тогда путем —
войной. В первое столетие существования Халифата шли беспрерывные войны, в результате которых арабы захватили Сирию,
Палестину, почти всю Испанию, но дальнейший путь в Европу им преградили
франки. Расцвет Халифата продолжался до середины VIII века, а затем начался его распад: отделилась Испания, где
возник
Кордовский халифат, Марокко, Египет, Алжир, Тунис, Средняя Азия.
На арабо-мусульманском
Востоке возникла яркая культура, научные достижения которой стали достоянием
всего человечества.
Арабские математики создали алгебру; медицинские открытия Ибн Сины, известного в
Западной Европе как Авиценна, многие века использовались врачами. В городах имелись обсерватории,
откуда велись наблюдения за звездами. Мусульманская литература включает поэзию
(«Книга царей» поэта Фирдоуси), повествования о легендарных героях,
поучительные рассказы, сказки («Тысяча и одна ночь»). Главным искусством
мусульман было искусство красивого и изящного письма — каллиграфия. Христианская
Европа благодаря арабо-мульманскому востоку узнала о системе орошения по-
лей, возделывании
риса, обычае мыться в банях. Однако отношения между
народами, исповедовавшими разные религии, были очень
напряженными.
С конца XI века началась эпоха крестовых походов. Причинами этих походов явились религиозные чувства западноевропейцев, искренне желавших освободить гроб господень от «неверных»; надежды различных слоев населения Западной Европы обрести богатства и земли на Востоке; стремление папства расширить свою власть за счет новых территорий и увеличить доходы церкви. Первый крестовый поход проходил в два этапа. Сначала в поход двинулось крестьянство и часть горожан, погибших в первом же столкновении с сельджуками. Затем состоялся поход рыцарей Франции,
Германии и Италии, закончившийся после двухлетней осады Иерусалима
взятием этого города и его разграблением. На захваченных территориях образовались государства крестоносцев. Главными из них являлись Иерусалимское королевство и княжество Антиохское.
Положение крестоносцев на Востоке было непрочным, так как они воспроизвели феодальные отношения, существовавшие в Западной Европе, что неизбежно вело к междоусобицам. Кроме того, небольшое количество плодородных земель
ограничивало число рыцарей, готовых идти в поход. Обосновавшиеся на таких
землях завоеватели подвергали жестокой эксплуатации покоренное мусульманское население. Постоянной воинской силой, защищавшей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена: орден Госпитальеров (рыцари Мальтийского креста), орден Тамплиеров (храмовники), Тевтонский орден.
В конце XII века возникло сильное мусульманское государство во главе с талантливым полководцем Саладином. Он нанес крестоносцам ряд тяжелых поражений и изгнал их из Иерусалима. Под знаменем возвращения Иерусалима прошел третий безуспешный крестовый поход. Спад движения начался после IV крестового похода (1202—1204 годы), когда был захвачен христианский город
Константинополь. Крестоносцы разграбили его и жестоко расправились с жителями.
Обогащение стало для них главным, поэтому идея священной войны
потеряла смысл. В 1251 году пал последний оплот крестоносцев.
Так завершилась эпоха крестовых походов.
Влияние крестового движения на исторические судьбы Востока и Запада противоречивы. С одной стороны — гибель тысяч людей, уничтожение памятников культуры, распад Византийской империи, усиление вражды между католической и православной церковью, христианской и мусульманской религиями. С другой — укрепление торговых связей между Востоком и Западом, интенсивное развитие европейской торговли, приобщение европейцев к техническим изобретениям, возникновение новых явлений в быту.
|