Вторник, 16.04.2024, 17:52
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 23 » =)
12:35
=)
Интерес художников к скульптуре и другим древним па-
мятникам все более возрастал в эпоху Ренессанса. Естественно,
что раньше он проявился в Италии, чем во всей Европе. Когда
Никколо Пизано в 1260 г. приступил к созданию кафедры пизан-
ского баптистерия, образцом для него послужил саркофаг, сохра-
нившийся на кладбище Кампосанто в Пизе, на котором были
изображены Федра и Ипполит. Образ Мадонны в сюжете «По-
клонения волхвов» напоминает матрону эпохи Ливии. Кажется,
будто античные профили персонажей, правильные складки их
одеяний, уложенные волнами бороды восточных царей напоми-
нают творения древних римлян. Попытка Никколо Пизано толь-
ко предвосхищала будущее, и лишь в начале XV в. проявилась
(в частности, во Флоренции) достаточно общая установка на
подражание Античности, которая, впрочем, сочеталась с продол-
жительной приверженностью к готическим традициям. В 1401 г.
Брунеллески при создании образа юноши в «Жертвоприноше-
нии Авраама» взял за образец эллинистическую статую «Маль-
чик, вынимающий занозу». Гиберти, его соперник на конкурсе
по украшению бронзовых дверей баптистерия Сан-Джованни,
при трактовке того же сюжета украсил растительным орнамен-
том алтарь, предназначенный для жертвоприношения, и, глав-
ным образом, моделировал обнаженное тело Исаака «с любовью
и чуть ли не со страстью». Гиберти, который посетил Рим, вынес
оттуда пылкое восхищение древними произведениями. Это заста-
вило его совершить путешествие в Грецию, потребовавшее ог-
ромных расходов. Восхищаясь александрийскими статуями в со-
браниях коллекционеров, он отмечает в своих «Комментариях»,
что «их созерцания как при ярком свете, так и при мягком осве-
щении не было достаточно для того, чтобы уловить все изяще-
ство», и «что только путем осязания можно было его обнару-
жить». Фигуры римлян, облаченные в тоги, мощные ангелы, ко-
торые поддерживают короны и которые символизируют мотив
Победы, поддерживая образ, окруженный лаврами, также появ-
ляются в произведениях Гиберти. В 1406—1407 гг. Якопо делла
Кверча, высекающий надгробие Иларии дель Каретто, помещает
под gisant' (что еще сохраняет верность Средневековью) цоколь,
украшенный путти2, несущими гирлянды, — беспрецедентное
нововведение. Работая затем в Болонье, он придает обнаженным
фигурам Адама и Евы на барельефах церкви Сан-Петронио ощу-
тимую полноту почти языческого характера. Именно тогда Ан-
тичность становится сокровищницей, из которой художники
обильно черпали, иногда даже слишком. Филарете, ученик Гибер-
ти, работая над бронзовыми вратами церкви Святого Петра в
Риме (1433—1445), не смущаясь, изображает на них не только
головы римских императоров, но и Леду и Лебедя, Кастора и
Поллукса, Марса и Палладу. В творчестве Донателло (1386—1466),
гениального художника исключительной мощи, урок Античнос-
ти был усвоен значительно лучше, и ученик превзошел своих
учителей. Обнаженному бронзовому Давиду в Барджелло, нервно-
му и изящному, приданы линии греческих статуй. Для своих зна-
менитых хоров во Флорентийском соборе, фриз которого был
украшен чередующимися листьями аканта и амфорами, Дона-
телло использовал мотивы саркофагов (что совершенно очевид-
но), но его шумным детям, которые сталкиваются в вакхиче-
ском хороводе, присуще более напряженное движение, чем
эротам, изображавшимся на греко-римских надгробиях. В Падуе
он создал первую монументальную скульптуру эпохи, изобразив
статую кондотьера Гаттамелаты (1453)3 по образу конной рим-
ской статуи Марка Аврелия. В Падуе он также изваял сидящей
«Мадонну», напоминающую архаичного идола, увенчанную стен-
ным венцом1 и восседающую на троне Кибелы2. Одновременно
(1444) Бернардо Росселлино воздвиг в Санта-Кроче, во Флорен-
ции, надгробный памятник гуманисту Леонардо Бруни, создав
тип надгробного памятника Ренессанса, превратив готическую
нишу в ставшее классическим сооружение в виде триумфальной
арки. Пилястры, фризы с орнаментом из пальметок3, традици-
онные орлы, гирлянды и саркофаги, подобные римским, входят
в декор и композицию памятника.
Посетил ли Рим Брунеллески, создатель архитектуры Воз-
рождения? Манетти и Вазари заверяют, что он изучал и зарисо-
вывал памятники древнего города. Действительно, его творче-
ство доказывает, что он скорее подражал элементам римского
декора, перенимал дух архитектуры Рима. Изысканная часовня
Пацци (1429—1446) обладает изяществом, которого нередко не
хватало римским памятникам. Но в это прославленное творение,
имевшее следы многих влияний, Донателло выключил элемен-
ты, заимствованные из языка Античности: колонны с коринф-
скими капителями, пилястры, фронтоны, карнизы. Напротив,
Альберти (1404—1472) и Браманте (1444—1514) стремились про-
никнуть в сам дух Античности. Альберти, который внимательно
читал «Тимея», в свое время считался человеком, который по-
стиг глубину платоновской мысли. Его сочинение «De re aedificataria
» (1452), наряду с трактатом Витрувия «De architectura» (впер-
вые был напечатан в 1486 году), оказалось одним из бревиариев4
эпохи Возрождения. Альберти учил, что здание должно быть
столь гармоничным, что любая попытка изменить хоть малей-
шую деталь могла обезобразить все сооружение. Следовательно,
определению пропорций, рисунка и расстановке отдельных
составных частей зданий следовало уделять особое внимание.
Он сравнивал архитектуру и музыку и, подобно пифагорейцам
и Платону, рекомендовал обращаться к математике, геометрии и
гармонии. Как и греки, он советует использовать круг и геомет-
рические фигуры. Подобно античным градостроителям, он бес-
покоится о том, как правильно вписать здание в городской
ансамбль. Создатель храма в Римини — смиренной францискан-
ской церкви, окруженной мавзолеями и триумфальными арка-
дами, — он долго рассуждает в своем «De re aedificatoria» о сти-
ле, который должен соответствовать храму любого божества: для
Венеры и муз должны возводиться здания, имеющие женствен-
ные формы, для Геркулеса и Марса — жесткие и мужественные
ансамбли.
Платон, наставник Альберти, становится в эпоху наивыс-
шего расцвета Ренессанса вдохновителем самых разных явлений
is искусстве. Он диктовал ритм и форму куполов и крестово-ку-
польный план церквей; он предоставил Леонардо, когда тот орга-
низовывал в Милане в 1490 г. «празднество рая»1, общую тему
декорации: полусфера, над которой господствуют знаки зодиака;
рядом с Аристотелем Платон помещен в центре «Афинской шко-
лы»2. Античность, которая на всем протяжении Средних веков
существовала только в скрытом виде или переодетая в средневе-
ковый наряд, теперь выходит на авансцену. Благодаря кисти Бот-
тичелли Венера, мечтательная и нежная, подражая античному
жесту стыдливых богинь, снова выходит из волн, покрытая пеной.
Два стихотворения Лукреция и строфа Горация по предложению
Полициано становятся источником для рождения таинственной
и притягательной «Primavera»3, где образ Флоры читается как «вто-
рая Венера». В Станце делла Сеньятура по призыву Рафаэля Апол-
лон является трижды. Браманте в миланский период творчества
нравилось кумулировать элементы декора (расписные пилястры,
Речь идет о театрализованном представлении на текст поэмы Б. Беллин-
чони по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагон-
ской. Леонардо выполнил конструкцию рая с семью планетами с использовани-
ем механизмов, рай, по свидетельству феррарского посла, был исполнен в виде
половинки яйца, покрытой золотом, звезды изображались светильниками.
«Афинская школа» — одна из четырех фресок (1508—151!) Рафаэля, вы-
полненных им по заказу папы Юлия II в Станце делла Сеньятура — папских
апартаментах.
» «Весна» (ит.).
капители, украшенные фигурами, фризы с медальонами), но он
изменяет свою манеру, когда переселяется в Рим и получает не-
посредственные впечатления о памятниках Античности. «Темпь-
етто» Сан-Пьетро в Монторио, образец равномерности ритма,
повторяет план круглого маленького храма в Тиволи. В бельве-
дере Ватикана он, вдохновленный римскими термами, возводит
апсиду. Для нового собора Святого Петра он заранее подготав-
ливает чертеж купола, формой напоминающий купол Пантеона.
В то время как Мантенья (1431 —1506) становится знато-
ком Античности на уровне эрудита, в то время как Джулиано да
Сангалло (1445—1516) создает рисованые копии разных римских
зданий, Рафаэль (который, как уже отмечалось, интересовался
археологией) в Лоджиях Ватикана создает памятник, представ-
ляющий собой нечто подобное «гротескам», незадолго до того
обнаруженным. И каким образом Микеланджело (1475—1564),
который до предела выразил надежды и противоречия своего
времени, мог бы не принять со всей пылкостью своего духа за-
веты Античности? Его первые произведения — это «Битва Гер-
кулеса и кентавров»1, созданная им шестнадцати лет от роду,
«Пьяный Вакх», который соединяет «стройность молодого чело-
века с изяществом и округлостью женственных форм» (Вазари),
«Спящий Купидон», которого принимали за античное произве-
дение. В «Оплакивании» из собора Святого Петра Христос напо-
минает Аполлона, «ставшего мучеником во имя новой веры».
Мраморный «Давид» не имеет ничего общего с иудейской исто-
рией — это греческий атлет. В 1496 г. Микеланджело восхищался
в Риме Аполлоном Бельведерским. Но эта сияющая Античность
не могла надолго удовлетворить его мятежную душу. Наконец,
в 1506 г. он присутствовал при открытии «Лаокоона» в «вино-
граднике» неподалеку от Санта-Мария Маджоре. «Эта мощная
мускулатура, этот трагический стиль гораздо лучше соответство-
вали его внутренним стремлениям». Он нашел свой путь.
С тех пор на протяжении трех столетий знание мифологии
и произведений Античности становится сначала в Италии, а за-
тем и в остальной части Европы непременной предварительной
подготовкой для большинства художников. Так решила публика,
В русской традиции обычно «Битва кентавров».
которая позволила завоевать себя, а теперь навязывала тиранию
своего вкуса. Челлини, получая заказ на изготовление солонки
для Франциска I, поместил там не только Нептуна и Амфитриту,
но и маленькую триумфальную арку, которой он хотел доказать
свое тонкое знание Античности. Тициан изображает в сюжетах
иакханалий сладострастье, которое восхищает его чувственный
темперамент; и многие другие художники подражают ему. На-
против, строгий Палладио, большой почитатель Витрувия, заим-
ствует у творений Античности уроки ясности и меры. В театре
Олимпико в Виченце он воспроизводит зал в форме полукруга,
описание которого нашел у римского архитектора. Его также
вдохновляют Колизей и театр Марцелла. Когда он проектирует
прямоугольный план дворцов или вилл, то делает это, чтобы вос-
создать атриум римского дома.
Итальянское Возрождение, таким образом, имело два раз-
ных подхода к Античности в зависимости от времени, проис-
хождения и темперамента художника. Первый состоит в пря-
мом влиянии Античности на характер декоративных элементов.
В небольшом «Новом замке» в Неаполе (1451) Лучано Лаурана,
уроженец Далмации, неожиданно поместил между башнями ук-
репленного замка, подобно французским, триумфальную арку,
которая напоминает арку в Поле. Причудливый, фантастический
фасад монастыря в Павии (итальянский памятник, которым осо-
бенно восхищались французы) — подлинное пиршество мрамо-
ра и искусства скульптуры — представляет один из самых ярких
примеров фантазии, с которой итальянское Возрождение иногда
использовало художественный язык мастеров Античности. Ме-
дальоны с изображением римских императоров или восточных
царей, аллегорические и мифологические сцены, гирлянды, изящ-
но выточенные пилястры, растительный орнамент и птицы за-
полняют внутреннюю часть сооружения, которое датируется кон-
цом XV в. Подталкивамое глубоким внутренним движением, ита-
льянское Возрождение выходит за рамки декора и других приемов
греко-римского искусства. В живописи и скульптуре наступило
время триумфа обнаженной натуры. Порывая со средневековой
традицией, Возрождение стремилось обнаружить наиболее гар-
моничные пропорции человеческого тела и приоткрыть душу
античной архитектуры с помощью изучения Витрувия, измере-
ния памятников Рима, чтобы придавать новым постройкам тот
музыкальный ритм, который рекомендует Платон.
За пределами Италии мы обнаруживаем такую же эволю-
цию, но с некоторым хронологическим сдвигом и наличием,
в зависимости от регионов, в большей или меньшей степени по-
нимания глубочайшего значения произведений искусства древ-
ности. Франция, например, в большей мере, чем Германия или
Нидерланды, оценила античное искусство. Жан Фуке после свое-
го возвращения из Рима заставил признать во Франции новый
декор и использовал в своих сооружениях пилястры, римские
капители, триумфальные арки, витые колонны и маркетри из
мрамора. В начале XVI столетия гротески появляются над порта-
лом собора в Труа и на обходе хоров Шартрского собора. В 1509 г.
был выполнен фасад замка Гайон (Эр), где вертикальные травеи'
крепились наложением пилястров, украшенных арабесками. Та-
кой тип членения позднее становится общим для замков Луары:
в Азэ-ле-Ридо, Люде, Шамборе, Блуа и т. д. Карнизы с медальона-
ми и аркатурами в ратуше города Божанси (Луара), пилястры,
украшенные колонками, выполненными в форме подсвечников,
которые обращены к трем аркадам охотничьего павильона Море
(теперь двор Альберта I в Париже); искусное использование по-
лихромии в основании каминов и люкарн2, инкрустированных
шифером в Шамборе; ослепительный декор поливной керамики,
которой облицованы колонны, фризы, архитравы, медальоны и ка-
мины в Мадридском замке (в Булонском лесу), ныне несуществу-
ющем, — и сколько же свидетельств такого рода характеризуют
французское Возрождение, склонное к орнаментации в 1500—
1530 гг. К 1520 г. изображения римских развалин появляются на
витражах Буржа. Через 20 лет в Бретани, в Монконтуре, на вит-
раже, выполненном во фламандской технике, декором в антич-
ном стиле обрамляются сцены из жития святого Ива. События
из жизни святого были распределены на девяти картинах, кото-
рые были разделены тяжелыми витыми колоннами, покрытыми
каннелюрами. Арабески, раковины, путти, фавны, дельфины, ко-
торые встречаются там, прелюбопытнейшим образом украша-
ют жизнеописание этого сурового средневекового священника'.
Во всей Европе стиль Ренессанс, таким образом, вначале был
связан только с декором, украшавшим памятники готической
архитектуры. В Испании эту новую орнаментацию называли сти-
лем платереско, потому что его изысканность была близка искус-
ству ювелиров — чеканщиков серебра (plata). Этот стиль появ-
ляется в 1420 г. в Валенсии и достигает наивысшего расцвета
к началу XVI столетия в университете Саламанки, в церкви Свя-
того Павла в Вальядолиде и на фасаде госпиталя Санта-Крус в
Толедо. Эта церковь, увенчанная фронтоном, украшена колонна-
ми и столбиками очень тонкой работы; над двумя окнами воз-
вышаются маленькие дарохранительницы в форме античных
храмов; готическим искусством здесь пренебрегли ради точного
воспроизведения чистой линии римских памятников. За преде-
лами Испании и Франции новый декор стал популярен в более
поздние времена и следование образцам не было столь полным.
И Аугсбурге Фуггеры, которые жаждали идти в ногу со временем,
в 1519 г. пригласили архитектора Петера Флоттнера, последова-
теля венецианской архитектуры, для сооружения своей капеллы
и церкви Святой Анны и привезли мрамор из Италии. Флоттнер
сочетал свод в стиле пламенеющей готики, сильно расчлененный,
с нервюрами готической стрелки, дополнительными нервюрами
и замковыми камнями под сводными круглыми арками, которые
опираются на пилястры. С каждой стороны аркады (также с круг-
лыми арками) поддерживают кафедры. В Базеле ратуша города,
которая строилась в 1508—1521 гг., представляет собой готиче-
ское здание. Однако декор, в создании которого принимал участие
Оба святых Ива были священниками. Здесь речь явно идет о святом Иве,
уроженце Бретани (1253—1303}, тем более что он был покровителем судейских,
отсюда и эпитет.
Гольбейн, близок к новой эстетике: для обоих входов, выполнен-
ных в 1539 г., были использованы ионические капители, гротес-
ки, пилястры, высота которых увеличивается маскаронами'.
В Нидерландах в здании канцелярии суда Брюгге (1535—1537),
одного из наиболее изысканных архитектурных сооружений это-
го времени в этой части Европы, успешно сочетаются античные
элементы — медальоны, колонны — со средневековой манерой;
фризы украшены скульптурой. На окнах сохранились импосты;
волюты с завитками отражают влияние пламенеющей готики.
Вскоре, в частности в живописи, декор в античном стиле и
мифологические сюжеты вытесняют всякое воспоминание о го-
тической эпохе. Россо, приглашенный в Фонтенбло в 1530 г., от-
деляет в галерее Франциска I полотна, вдохновленные сюжетами
из Гомера, Вергилия и римской истории, от выполненных в тех-
нике stucco2 полотен с изображениями фавнов, сатиров и богинь.
Б 1536 г. Мартин ван Хемскерк3 привозит в Нидерланды из Рима
великолепные рисунки, которыми будут восхищаться «поклон-
ники Италии» на Севере. Он же, написав после своего возвраще-
ния «Похищение Елены», изобразил в этой картине настоящую
«археологическую оргию». Это понятие вполне соответствует
характеристике «Резни в эпоху триумвирата» Антуана Карона
(Лувр), написанной приблизительно через тридцать лет: колон-
на Траяна, Колизей, Пантеон, триумфальные арки, мавзолей Ад-
риана, конный памятник Марка Аврелия, развалины, античные
статуи и различные дворцы — все столпилось на одной картине
и служит обрамлением для натуралистического изображения
чудовищных массовых убийств. Обращение к Античности и за
пределами Италии породило шедевры гораздо более достойные
внимания, например «Адам и Ева» Дюрера (1507; ныне хранится
в Прадо), одержимого стремлением к абсолютному совершенству.
Можно считать, что каноны прекрасного, присущие Античности,
были вновь открыты итальянцами, благодаря чему они могли
писать «в античном стиле». Но и Дюрер, который читал Витру-
ния, также искал с помощью «циркуля и угломера» совершен-
ные, гармоничные пропорции мужского и женского тела. «Таким
образом, — писал он, — твое творчество должно принадлежать
прекрасному, грандиозному, свободному и доброму искусству;
и им станет восхищаться весь мир, потому что это абсолютно
шраведливо». Адам и Ева изображены как два счастливых моло-
дых человека, исполненные невинности, идеально прекрасные,
чья сияющая нагота воскрешает в памяти божественное совер-
шенство человеческой природы до грехопадения.
Таким образом, живопись, архитектура и скульптура
XVI столетия сумели выразить глубокую гармонию, которая была
присуща античным шедеврам. Испанский «пуризм» этой эпохи
оказывается (вслед за Браманте) в русле поисков того же духа Вит-
рувия, отказ от декора обусловлен тем же. Это течение дало мощ-
ные произведения, такие как благородно-сдержанный собор в Ха-
ене, но, главным образом, дворец Карла V в Гранаде. Возведение
было начато около 1527 г. по проекту Педро Мачука, который учил-
ся в Риме у Микеланджело. Внешне дворец представлял собой квад-
ратное здание внушительных размеров. Главный фасад в соответ-
ствии с принципами строгой симметрии кажется суровым и ве-
личественным. Архитектор отказался от коринфских капителей,
заменив их более сдержанными дорическими и ионическими ка-
пителями. Он подчеркнул столь приятные римлянам горизонталь-
ные линии, признать которые Серлио заставит всю Европу. Внут-
ренний дворик, единственный в своем роде, имеет круглую фор-
му. Он окружен галереей с портиками, которые поддерживаются
тридцатью двумя дорическими колоннами с ордером. Архитектор
следовал идее неоплатоников эпохи Возрождения, утверждавших,
что наиболее совершенной архитектурной формой является круг.
Франция стала страной классической реакции на избыточ-
ный декор. Здесь более, чем где бы то ни было в Европе, заново
открытая Античность противостояла чрезмерной творческой
фантазии Джулио Романо и Приматиччо. Влияние Серлио, авто-
ра знаменитого трактата по архитектуре (скончался в Фонтенбло
в 1554 г.), популярность сочинения Витрувия с рисунками Жана
Гужона, тщательное изучение памятников Рима Филибером Де-
лормом говорят о поисках правильности, симметрии, гармонии,
которые характеризуют французское искусство в 1540—1560 гг.
Нимфам «Фонтана Невинных» (1549) присуща плотская полно-
та, изящество и легкость греческих произведений. Их влажные
драпировки напоминают драпировки статуй Акрополя. В то же
время Филибер Делорм, работая над сооружением замка Анэ,
возводит замечательный портал, один из первых примеров во
Франции сочетания всех трех античных ордеров, и эта находка
вскоре будет использована в отеле Ассеза в Тулузе (1555—1560).
Филибер Делорм также возводил гробницу Франциска I (1552)
в Сен-Дени, об этом памятнике вполне справедливо говорилось,
что он больше соответствует греко-римским образцам, чем ита-
льянским. Его форма и в самом деле воспроизводит форму три-
умфальной античной арки. Властные архитектурные линии здесь
господствуют над композицией, художник последовательно при-
меняет модульную систему Античности. Французский архитек-
турный классицизм XVI в. достигает вершины своего расцвета
в фасаде нового Лувра, проект которого принадлежит Пьеру Лес-
ко и Жану Гужону. Этим проектом они выразили свой архитек-
турный манифест; все детали этого памятника выдержаны в ан-
тичном стиле, но в еще большей мере в нем царствует античный
дух: симметрия, отказ от излишеств, искусная градация от сдер-
жанного цоколя до аттика, разорванного большим криволиней-
ным фронтоном, эффекты рельефа и светотени, строгий расчет
пропорций — все это находится далеко от итальянизированной
фантазии, характерной для Фонтенбло.
Поскольку Античность с XV в. становится все известнее,
меняется весь ход культурной и художественной европейской ис-
тории. Ясность «Аполлона Бельведерского» оказала влияние на
Рафаэля и всех, кто ему подражал; гипертрофировнная мускула-
тура и драматический порыв «Лаокоона» стали откровением для
Микеланджело, на творчество которого начиная с 1506 г. это от-
крытие заметно повлияло. Скульптурная живопись Мартина ван
Хемскерка, которого с некоторым преувеличением прозвали «се-
верным Микеланджело», и большое количество произведений дру-
гих художников, связанных с изображением жестокости и пыток,
в период барокко также определенным образом восходят к «Лао-
коону». Вероятно, к этому следует присоединить и «серпенте-
видную линию», и удлиненность форм, которые характеризуют
маньеристскую эстетику Пармиджанино, Корреджо, Челлини, шко-
лы Фонтенбло и Эль Греко; все они явно обязаны этими чертами
эллинскому искусству. Что касается грандиозных руин император-
ского Рима, то они произвели впечатление на Браманте, Рафаэля,
Микеланджело и позже на Доменико Фонтана, архитектора Сик-
ста V; именно отсюда берет начало монументальный, колоссаль-
ный стиль римского Возрождения, а затем и всего европейского
искусства барокко, которое противостояло сдержанности флорен-
тийского Ренессанса, скорее выражавшего эллинский дух. Поэзия
и музыка были также отмечены возобновлением интереса к гре-
ко-римской цивилизации. Поэты XVI в., в частности во Франции,
стремились подчинить свои стихи, даже написанные на родном
языке, «античным размерам». Этот ритм отозвался и в музыке, ведь
Ронсар слышал, как его оды распевались, подобно одам Анакре-
онта и Пиндара. Итальянская опера, которая обрела свое образцо-
вое воплощение у Монтеверди в начале XVII в., родилась благода-
ря объединенным поискам гуманистов, музыкантов и поэтов, жа-
ждавших воскресить античный театр с музыкой. Выразительное
пение — драматическое начало воскрешало в их памяти голос,
сопровождаемый игрой на лире, т. е. Древнюю Грецию.
Просмотров: 588 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика